Античность
в современной философии: Гегель,
Хайдеггер, Библер |
|
Преамбула
Контекст, в котором ставится основная задача курса и развертывается его содержание, не историко-культурный и не историко-философский, а собственно философский. Античная философия - прежде всего, конечно, древнегреческая - понимается как насущная тема, вопрос и действующий соучастник современной философии. Современность философии усматривается при этом не в разноголосице господствующих мнений и направлений текущего момента, а в том, как сказывается в них современная исторической ситуация, чем она озадачивает мысль философски радикально. Формула тут проста и известна: глобальность мультикультурного мира, неизбежная со-общенность разно-осмысленных миров. Эта сообщенность не только внешняя (осведомленность, оповещенность, всемирные "сети" и "паутины"), она входит в культурный строй сознания, мышления, воображения каждого, пронизывает человеческое существо своего рода всемирной со-вестью. В результате смысловое, культурообразующее начало (архе, принцип) каждого обособленного мира (начало идентичности) ставится под вопрос, вводится в со-мнение.
Иначе говоря, фундаментальные философские вопросы о человечности человека, универсальности мира, божественности бога, разумности разума, истинности истины назревают сегодня с неслыханной доселе радикальностью. В такой ситуации и собственные культурные эпохи европейской истории - античность, средние века, новое время - открываются (словно возрождаясь в очередной раз) как целостные смысловые миры, имеющие свои ответы на эти общезначимые вопросы. Здесь, в общей озадаченности "первым и последним" эпохальные миры и/или мировые культуры - не изолированы, а сообщены друг другу, но сообщены не в схеме роста, а в схеме развития драматического действия, где персонажи не уходят со сцены (не проходят исторически), а напротив, в новых эпизодах по-новому раскрывают общезначимость своего собственного особого смысла. Общее развертывается тут как углубляющееся общение, а не как растущее обобщение или выход на единый магистральный путь: углубляется именно вопросительность первовопросов.
Общение - разговор, диалог (Платон: "мышление - безмолвный диалог души с самой собой"), диспут, спор, суд (Кант: суд разума с самим собой) - по фундаментальным вопросам - известная со времен Сократа, но постоянно забываемая в метафизических, богословских или эпистемологических системостроительствах ситуация философствования. Философия находит себя - и приходит в себя - именно в таких ситуациях.
Современная же - возможная - философия находит себя (свои порождающие начала - удивления, сомнения, отчаяния) в средоточии всемирно-исторического суда. Этим ее положение особо близко ситуации древнегреческой философии, выросшей на перекрестках среди-земно-морской ойкумены.
Тематические блоки.
1. Что значит философская история философии. [4 часа]
1.1. Филология и философия в понимании философских текстов. Слово и мысль.
1.2. (От)объясняющая доксография и философское понимание как включение в разговор.
1.3. Где и как возможен философский разговор? Законченность (замкнутость) метафизики и изначальность философии, философия как архео-логика.
1.4. Три опыта понимания греческой философии путем включения ее в современную: античная философия в целом как исходный тезис диалектического развития европейской философии (Г. Гегель); история европейской философии как история забвения начала, приоткрывшегося грекам, посему - философская задача современности: возвращение к этому началу, хранящему возможность новоначинания (М. Хайдеггер); античная философия как целостное философское произведение, содержащее внутреннего "автора": свой (особоый) ум (всеобщее), авторский ум, способный участвовать в начинающемся (возможном) философском диалоге возможных умов (трансцендентальных субъектов, логических культур мысли) (В. Библер).
2. История философии как философия. История философии и философская историчность мысли. [10 часов]
2.1. Урок Канта. Историческое знание и рациональное. Систематическая философия и история философии. "Историческое введение" вводит в философию или уводит от нее? Что такое философствование? Философия как "искусство" самостоятельного мышления. Трансцендентальность рассудка и трансцендентность разума.
2.2. Гегель:
диалектическая историчность мысли.
Понятие "духа времени". Философия
эпохи как форма выхода этого "духа" за
свои эпохальные (мы скажем, культурные)
пределы. (Само)критика разума как
внутреннее событие: акт познания есть акт
критического самопознания и
самоизменения ума. Позитивная
негативность мышления. Мысль как
критическое развитие
и конкретизация
понятия. Развитие и "снятие". Мышление
мысли, понятое как история, втягивает в
себя историю (или развертывается как
история) мышления: (а) феноменология духа (культуры)
как растущего опыта сознания; (б)
диалектическая логика понятия; (в)
историческое развертывание моментов.
Культурные (новоевропейские) основания
философии Гегеля: онтология метода;
схема развития позитивных наук; история
мысли (и культуры) как история образования
(новоевропейского) человека.
2.3.
Хайдеггер: историчность понимающего бытия.
Размежевание с Гегелем: два смысла истины,
греческий и картезианский. Припоминание
вопроса о бытии как конститутивного
вопроса философии, поставленного греками,
оставленного ими нерешенным и забытым (превращенным)
в истории европейской философии. Время как
горизонт понимания бытия, темпоральный
смысл онтологии. Ре-конструирование
философии предполагает аналитическую
деструкцию -
в этом темпоральном аспекте -
всей предшествующей онтологии.
Разобранная и возвращенная к греческому
началу история философии есть способ
постановки радикального философского
вопроса о смысле бытия. Два важных новых
акцента: в основе онтологии (а) аналитика
человеческого бытия как бытие-понимающего-бытия,
как бытия-о-бытии (соответственно,
аналитика культурной эпохи как целостного
"опыта бытия") и (б) понимание историчности
(фактичности: здесь-теперь-так)
человеческого бытия как фундаментального
условия всякого понимания бытия (внеисторического,
сверхвременного) и соответственно всякой
возможной онтологии.
2.4. Библер:
философия как диалог культур.
Размежевание с Гегелем: снятие снятия.
Размежевание с Хайдеггером: философия как
преодоление метафизики и философия как
диалог метафизических (онтологических)
начал. Схематизм истории как развития моно-логичного
субъекта (Гегель); схематизм истории
понимающего бытия: забвение, преодоление
забвения, возвращение к начинающему (Хайдеггер);
схематизм истории как развертывающейся
многоперсонажной драмы. Как идея
логической архитектоники
разума (всеобщее) соединяется с идеей
архитектоники культуры (особенное). Идея
культуры в диалогике культур. Разум
культуры и культуры
разумов, как возможна множественность "чистых"
разумов (не "ментальностей", не "типов
рациональности)? История философии как
введение (вступление) во всемирно-исторический
сократический диалог. Диалогическая
реконструкция истории философии как форма
современной (возможной) философии.
3. Античная философи в современной философии. [14 часов]
Мир как дом. Мысль, (уже) нашедшая и (еще) не
узнавшая себя. Греческая философия как
диалектическая фигура: мышление бытия:
ничто-становление-определенность (качество-количество)-мера-безмерное.
Греческая философия как историческое
развертывание логического момента (Парменид-Гераклит-Платон-Аристотель).
Греческий дух как эстетический феномен (прекрасная
индивидуальность). Греческое начало как
преходящий и как непреходящий "момент".
3.2.
Античная философия в фундаментальной
онтологии М. Хайдеггера.
Вопрос о бытии. Истина Гегеля и истина
греков, другая истина:
самодостоверность и несокрытость (а-летейя).
Феноменологическое истолкование
Аристотеля. Философия как "шаг назад".
Поэтика "шага назад" и логика "забвения".
Греческий язык и философская мысль: слово
как место мысли, мыслящее слово, слово-понятие,
слово-термин. Что такое хайдеггеровское
этимологизирование. Первомыслители:
Гераклит и Парменид. Субстантивирование
бытия: мир идей Платона. Онто-тео-логическая
структура метафизики.
3.3.
Античная философия в диалогической онто-логике
В. Библера.
(1) Как возможны разные разумы?
Странность бытия и спорность бытия.
Аристотель: эпистема и нус (ум), вопрос о
начале, аподиктика и диалектика. Что такое
ум, мыслщий себя, и ум, мыслимый собой?
Апорийное тождество мышления и бытия.
Платон: что значит по-ту-сторонность (сверх-мысленность
и сверх-бытийность) идеи блага (идеи идеи).
Философия как мысль по ту сторону космо-логической
(эпистемной мысли): возможна ли логика
невозможного? Идея трансдукции.
Философская логика как логика
онтологических пред-полаганий.
(2) Архитектоника античного разума. Понятие эйдетического разума. Что значит античная философия как целостное произведение: внутренне связное, как-бы-одновременное целое (сценарий и композиция платоновского "Парменида"). Что значит "понять" по-гречески, соответственно, каково "непонятное"? Фундаментальные апории эйдетического понимания (Парменид-Зенон). Античная философия как диалог логик эйдетического понимания.
(3) Греческая философия и греческая культура. Философия как самосознание эпохального опыта бытия человека человеком. Микросоциум культуры. Эпический, лирический и трагический подтексты греческой философии.
4.
Античный голос в современной культуре. [2
часа]
Внутреннее "припоминание" античного
начала современной мыслью. (1) Концы и
начала, "хаосмос" и "хаотиды":
стихийность, виртуальность; (2) вопрос о "бытийности"
предмета: само-бытность, само-начальность;
(3) эстетический критерий теории и
пойетический характер мысли; (4) анархия,
агон, полемос: диалогические интенции
современной культуры. Политейя
глобального мира.
Литература.
Ахутин А. В. Античные начала философии. СПБ 2007.
Историчность философии:
Гегель Г. Понятие истории философии. // Гегель Г. Лекции по истории философии. Т. 1. Кн. 1. А. 1. Гегель Г. Феноменология духа. Предисловие.
Хайдеггер М. Бытие и время. § 6. Задача деструкции истории онтологии.
Хайдеггер М. Время картины мира. Европейский нигилизм. // Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. С. 41-176.
Хайдеггер
М. Введение в метафизику. СПБ 1997. §§11-15.
Библер В. С. История философии как философия. // Библер В. С. На гранях логики культуры. М. 1997. С. 81-94.
Библер В. С. Замыслы. М. 2002. С. 61-67; 82-89; 134-151; 165-187; 197-198; 226-232; 316-324. Логика парадокса в соотнесении с логикой Гегеля (там же, с. 1019-1045)
Греческая философия в философии Гегеля:
Гегель Г. Лекции по истории философии: 1. История греческой философии. Раздел первый; Т. 2. Часть первая. Глава III Третий отдел первого периода: Платон и Аристотель.
Гегель Г. Наука логики. Первая книга. Учение о бытии. Первый отдел. Первая глава. Бытие. (См. также Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. Первый отдел. Учение о бытии (А, В, С)).
Гегель Г. Эстетика. Т. 2. Второй отдел. Классическая форма искусства. Введение. Главы первая и вторая.
Греческая философия в философии Хайдеггера:
Хайдеггер М. Гегель и греки. // Хайдеггер М. Время и бытие. С. 381-390.
Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики. // Хайдеггер М.
Хайдеггер
М. Тождество и различие. М. 1997. С. 29-59.
Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПБ. 1997. §§3-4 и вся Четвертая глава. Что зовется мышлением? Вторая часть. // Хайдеггер М. Что зовется мышлением. СПБ. 2006. С. 129-215.
Хайдеггер
М. О существе и понятии φύσις.
Аристотель "Физика" β-
Хайдеггер М. Учение Платона об истине. // Хайдеггер М. Время и бытие. С. 345-360.
Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером. Греческая философия. СПБ. 2007.
Греческая философия в философии В. Библера:
Библер В. С. Замыслы. С. 75-78; 86; 109; 182-184; 228-234; 262; 283-287.
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М. 1991. (Предисловие; Часть вторая. Очерк первый. 3. Понятие культуры. Культура как общение культур. Мир впервые. Очерк второй. 3. Две регулятивные идеи культуры. Б. Идея философской логики.
Библер
В. С. Сократ и Кратос. (Энигма-диалог
по пяти диалогам Платона). // Архэ: труды
культуро-логического семинара. Выпуск
Ахутин
А. В. Материалы к словарю по диалогике. // Ахутин
А. В. Поворотные времена. СПБ. 2005. С. 666-704.