Компаративный подход в изучении культур Аннотация курса |
|
1
лекция
5 сентября, 15:00
Различные
типы мышления личности
и общества в культурах разных типов.
Гипотезы об особом «первобытном» мышлении:
анимизм, теория партиципации Леви-Брюля.
Проблема коллективного бессознательного.
Интепретация тотемизма Дюркгеймом и
Моссом, Фрейдом, Леви-Стросом. «Мысль
дикаря» и бриколаж по Леви-Стросу.
Различие комплексного и понятийного
мышления и их развитие и распад по
Выготскому; биологические источники
интеллекта. Нейрофизиологические
гипотезы: Джейнз о «крушении
двухпалатного мозга» и становлении
сознания: отличие Древнего Востока от
Греции. Иерусалим и Афины, мудрость и разум.
Буддийская логика в сравнении с
европейской. Обоснование чужой
одушевленности и проблема Другого-Ближнего
в европейской философии. Основная
проблема искусства по Эйзенштейну и роль
искусств Востока. Различие Китая (древнекитайская
мысль по Гране) и Японии (Розенберг о
японском буддизме).
2
лекция
5 сентября 16:30
«Горячие»
и «холодные» культуры. Особенности
отношения ко времени в культурах Востока (Чаадаев
и Топоров об Индии). Строго синхронная
точка зрения при отсутствии ей
противоположных – индийская наука о языке
(Панини). Древнеиндийская скульптура и
танец (влияние на Бежара). Диахрония и
синхрония (Соссюр и структурализм).
Реконструкция в науке. Панхрония и
универсалии. Хронология и история в
греческой науке и ее продолжениях. Критика
истории у Морозова и Фоменко. Идеи циклов в
истории (древнеиндийские периоды - yuga,
Йейтс, Хлебников). Циклы Кондратьева.
Эволюция и прогресс. Физиология
активности (Н.А.Бернштейн), планы поведения
и лобные доли. Настоящее как момент
отсчета, антропоцентризм языка. Роль
будущего в европейских культурах.
Информация и энтропия. Поиск нового.
Причины появления авангарда.. Остранение.
Ноосфера и точка «омега» по Тейяр де
Шардену. Регресс и идея «конца Европы» (Шпенглер).
Конец истории по Фукаяма. Философия общего
дела Федорова, идея воскрешения и русская
комическая философия.
3
лекция
7 сентября 15:00.
«Иероглифические»
и «алфавитные» культуры. Отличие значений
знаков в письменностях этих типов. Пример
различий в структуре определения
преступника в иероглифическом детективе (Ляо
Чжай=Пу Сун Лин) и в детективе
с абдукцией (Эдгар По). Различие в
сроках, темпе и объеме обучения (время и
характер экзаменов для чиновников в
старом Китае и т.д.). Роль дискретности в
культурах алфавитного типа: понятие
натурального ряда и логического вывода.
Значение дискретного принципа в науках ХХ
в. – генетике, фонологии и др. (об этом-
Бугаев, Флоренский. Колмогоров). Этюд Л.Толстого
о карме. Сравнение «Книги перемен» (И Цзинь)
с современной генетикой: сходства и
различия. Введение иероглифов в язык
современной науки и критика деконструкции.
4
лекция
7 сентября, 16: 30
Числа
и математические понятия в культурах
разных типов. Предполагаемые
биологические корни определения числа и
количества, их развитие и вырождение в «первобытных»
обществах (новые данные о культурах
бассейна Амазонки). Числа в графике
палеолита. Ранние жестовые способы
кодирования чисел (Древний Египет и
параллели в других культурах),
нейрофизиологические истоки (синдром
Герстмана). Гипотезы о характере
математики в Древнем Египте, особенности
языка математических и медицинских
папирусов.Отсутствие доказательств как
основное отличие древнеиндийской
математики от европейской. Пример
Рамануджана. Роль интуиции в культурах
Востока и Запада (разных периодов).
Проблема противоречия и принцип «третьего
не дано». Интуиционизм и конструктивный
принцип в математике; параллели в ранних
культурах. Роль очень больших и очень
малых чисел в физической картине мира.
Антропный принцип. Пифагорейство.
Вычислительные возможности современных и
будущих компьютеров. Техника оракулов и
предсказаний; вероятностный подход и
детерминизм: в каких культурах Бог или
боги играет (играют) в кости.
5
лекция
9 сентября, 15:00
Роль
народного искусства и фольклора в
передаче информации в бесписьменных
обществах. Оценка количества информации,
передающейся сказителямми в форме песен
под музыку. Сопоставление с объемом
информации, хранимой и перерабатываемой
индивидуальным мозгом, целой культурой и
ноосферой. Вероятная роль музыки в ранних
обществах. Социальные и семиотические
последствия появления письменности и ее
распространения после неолитической
революции. Необходимость учета в
производящей экономике, значимость писцов
и возникновение бюрократии. Отличие
письменной литературы
от фольклора. Жанровые различия между
фольклорной и письменной литературой.
Библиотеки и архивы в разные эпохи.
Личность и общество в письменной
литературе древности и Средневековья на
Западе и Востоке. Личное и архетипы в
литературе Нового времени в Европе и
Америке. Социальные функции литературы в
новоевропейских обществах. Литература и
власть. Литература и религия.
Ангажированность и искусство для
искусства.
6
лекция
9 сентября, 16:30
Общественные
институты жестко организованного типа (мужские
союзы, церкви, монашеские ордена, партии,
мафиозные группы и др.) в восточных и
западных традициях. Зоопсихологические
параллели. Преодоление вожаческой
тенденции по Вагнеру и предистория
общества (Тих). Символическая роль
священного царя и его советников (Хокарт),
новые их функции после неолитической
революции. Стабильность и вороятность
катастрофического развития в структурах
этого типа. Почитание прошлого и канон в
культурах Востока. Ограниченность числа
богов в пантеоне, выдающихся
лиц прошлого в
разных областях жизни (классиков) как
проявление степени жесткой
фиксированности основных черт культуры.
Стабильность словаря и других сторон
языка. Нарушения стабильности при
предельной жесткости ограничений.
Карнавальная смеховая культура и инверсия
отношений. Шуточные перебранки между
половинами в дуалистических обществах.
Роль юмора и остроумия. Смех как
свойственное человеку (античные источники
Рабле, «Имя розы» У.Эко). Серьезность
фундаменталистской религии и
официальных общественных установлений.
7
лекция
11 сентября 15:00
Представления
разных культур о реальности окружающего
мира (ср. диалог разных мыслителей Востока
и Запада по Щербатскому). Соотношение
внешнего и внутреннего. Мистицизм по
отношению к индивиду и коллективу.
Проблема «моста» к небу в шаманизме и
последующих культурах. Выбор спасителя и
посредника («Я хочу говорить с Богом без
телефона марки ‘Христос’», Рильке).
Отношение к природе. Роль эстетического
начала в сравнении с другими (этическим,
религиозным: Кьеркегор). Идея Вечной
Женственности. Дуализм и гностицизм в
средневековой Азии вдоль Шелкового Пути.
Воздействие арабских средневековых
представлений на Европу. Гностицизм в
европейской поэзии от Данте до Блока. Атеизм,
богоборчество и конфликт веры и разума в
западных обществах нового времени.
Фундаменталистские тенденции обществ
Востока.
8
лекция
11 сентября, 16:30
Инженерная
точка зрения (общие черты древнеримского и
современного американского общества).
Роль техники и орудий. Бергсон об
интеллекте и инстинкте. Сопоставление с
социальными системами беспозвоночных
и их коммуникацией (танцы пчел).
Вынесение интеллектуальных и языковых
операций вовне (язык жестов, устный
естественный язык, другие
системы знаков). Наскальная живопись и
ее символика по Леруа-Гурану,
Универсальные семиотические комплексы
эпохи мирового дерева согласно
Топорову (дерево Боддхи, образ распятия).
Музыкальные инструменты как внешняя
реализация потенциала височных отделов
правого полушария. Значение кино,
телевидения и других средств общения.
Компьютеры как продолжение левого
полушария мозга. Интернет
и возможности мировой культуры. Вероятное
развитие квантовых компьютеров и
перспективы на будущее.
9
лекция
12 сентября, 15:00
Роль науки и интеллекта в обществах
разных типов. Одомашнивание растений и
животных и особенности религии после
неолитической революции. Экология и
интеллект. Мечников: цивилизация и
исторические реки. «Гидравлические»
общества по
Витфогелю и характер их социальных
структур (восточный деспотизм) и культуры;
культ драконов. Конфуцианство, культ
государства и причины малого влияния
технических открытий на историю Китая.
Начало научно-технической революции в
Западной Европе и ее продолжение.
Капитализм и отношение к богатству в
протестантской религии (кальвинизме: М.Вебер):
сравнение с дискуссиями о собственности
церкви и монастырей в Западной и
Восточной Европе (стяжатели и нестяжатели).
Юродивые в Византии и России. Сектанство и
лишние люди. Утопический социализм и его
динамика. Идеи социализма и социал-демократии
и их влияние на культуру. Тоталитарные
режимы Европы и
Китая ХХв. и культура. Влияние
волн Кондратьева на культуру. Прогноз
развития роботов и цивилизации с их
участием. Декаданс и эсхатология Нового
Времени. Оценки вероятной длительности
цивилизации. Завоевание космоса и прогноз
для жизни на Земле. Культурное значение
поиска внеземных цивилизаций. Осознание
роли человека в нашей Вселенной и идея
Мультиверсума.
10
лекция
12 сентября 16:30
Основные типы цивилизаций и их различия (Данилевский,
Шпенглер, Тойнби). Степень замкнутости
культурных миров. Возможности
коммуникации между ними (презумпции
дешифровки сообщения, переданного в
земных условиях). Культурные круги (патер
Шмидт). Вопрос об универсалиях,
взаимовлияниях и конвергенции: степень
независимости цивилизаций
доколумбовской Америки. Гипотезы о
путях расселения Человека Разумного
Разумного из Африки. Основные периоды
истории культуры на Земле. Пещерное
искусство. Городская революция. Осевое
время, сходства и различия главных мировых
религий. Семиотический взрыв в Греции.
Преемственность от античности к арабско-еврейской
культуре Средневековья. Христианские и
буддийские монастыри как центры хранения
и передачи информации. Роль христианства
для европейских культур. Возрождение и его
роль. Тенденции развития культур Европы
нового времени. Просвещение и смерть Бога (Ницше).
Колониализм и интеграция культур.
Глобальная цивилизация и ее будущее.
Гибель локальных культур, религий и языков
(фундаменталистская реставрация как
реакция на угрозу гибели, обострение
религиозных и этнических конфликтов как
часть процесса глобализации). Проблема
международного языка науки и
человечества и автоматический перевод.
Языки в космосе. Проблема осмысленности (или
абсурдности) истории и роли ноосферы.