Oб Институте
|
Концепция
Института
Цели и задачи Института
Образовательные программы
Института
Статус и организационно-административные
принципы деятельности Института
I.1.
Интеллектуальный ландшафт русской
гуманитарной науки 1-й трети XX-го века (руководитель
- Вяч.Вс.Иванов)
I.2. Культуры вдоль Великого
шелкового пути и связи Востока и Запада
I.3. Наследие О.М. Фрейденберг и
проблемы эллинистической прозы (совместный
проект с ИВГИ РГГУ) (руководитель – Н.В.
Брагинская)
II. КУЛЬТУРНАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ.
II.1. Семантика
цвета в русской культуре (Е.В.
Пчелов).
II.2. Семиотика визуальных
репрезентаций культуры (В.А.
Колотаев).
III. КОГНИТИВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ.
III.1.
Когнитивная психология культуры (Е.В.
Улыбина).
III.2. Пространственное измерение
текста
(И.А. Протопопова).
III.3. Латентные дискурсивные
стратегии философских и психологических
текстов (А. И.
Сосланд).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА
Когнитивные аспекты языкознания и культура
Ментальные репрезентации в культуре
Когнитивная психология: проблемы коммуникации и психологии воздействия
Антропология социально-практических видов знания
Создание Института «Русская антропологическая школа» – естественный этап самоорганизации РГГУ, на котором выстраивается новая модель университетского образования и современные исследовательские подходы внедряются в образовательную практику.
Цель учреждения Института – объединить вокруг антропологии, науки о человеке, разнообразные методы, сложившиеся в рамках различных научных дисциплин, и создать таким образом базу для подготовки специалистов, компетентных одновременно в разных областях гуманитарного знания.
В Институте обеспечиваются исторический, социально-антропологический и когнитивный подходы к изучению культурных явлений. Особенно перспективным представляется когнитивный подход, позволяющий привести к общему знаменателю не только данные разных наук, но и исследовательские парадигмы, выработанные в разных дисциплинах (философия, история, филология, лингвистика, психология, математика, биология). Подобный подход позволяет объединить в научно-исследовательской деятельности Института как изучение древних, основополагающих для европейской и мировой культуры, периодов архаики и классики, так и рассмотрение проблем, составляющих актуальный кругозор современной науки. Подобное сочетание, редко встречающееся в современной практике, представляется необходимым для целостного антропологического знания, основанного на анализе общечеловеческих ментальных структур, базовых концептов мировосприятия и культурной деятельности. В работе Института делается акцент на изучении прагматики тех познавательных способностей, которые в различные периоды истории мировой культуры признавались в качестве приоритетных свойств человеческого индивида. Основной задачей Института является научно-исследовательская работа в области фундаментальных и прикладных проблем ментальной репрезентации и семантики вербальной и невербальной коммуникации в историческом аспекте.
Главные направления деятельности Института – научно-исследовательское и образовательное. Современные исследовательские подходы будут осуществляться в обучении студентов и аспирантов, что даст возможность создать поколение специалистов, владеющих и фундаментальной подготовкой в области традиционных наук, и современными методами научного познания. Подготовленные в Институте специалисты будут способны включаться в исследование когнитивной деятельности человека, как непосредственно данной в современном опыте, так и зафиксированной в памятниках культуры
1) Научно-исследовательские:
– научно-исследовательская работа в области антропологии, истории и теории культуры, проблем когнитивной деятельности, включающей, в частности, восприятие, память, мышление, воображение, язык с точки зрения их отражения в культурном творчестве;
– разработка междисциплинарных проектов, объединяющих исследования в сферах культурной антропологии, когнитивной психологии, языкознания, коммуникативно-когнитивной прагматики, социологии, философии сознания, интеллектуальной истории;
– работа постоянно действующего семинара «Когнитивные проблемы антропологии» (см. Приложение 1)
2) Учебно-методические:
– подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов по направлению «Культурология», а в перспективе студентов и аспирантов по данному направлению и другим гуманитарным специальностям;
– осуществление образовательных проектов, связанных с сетевыми и мультимедийными технологиями;
– издание учебно-методической литературы;
– проведение летних школ для студентов и аспирантов.
3) Научно-организационные:
– осуществление научной коммуникации с региональными исследовательскими группами антропологического и когнитивного направлений, а в будущем – создание общероссийского центра когнитивных проблем антропологии;
– проведение промежуточных интернет-конференций;
– проведение ежегодной научно-методологической конференции с участием представителей региональных центров;
– поддержка и развитие сайта Института;
– издание ежегодного альманаха «Вестник Русской антропологической школы», отражающего результаты работы Института;
– издание серии научных работ «Труды Русской антропологической школы», в которой будут публиковаться результаты научных исследований сотрудников Института, аспирантов, студентов, участников научных проектов Института из других подразделений РГГУ и других организаций.
Объединение в Институте ученых разных специальностей, а также координация усилий специалистов в различных гуманитарных областях обеспечит высокий уровень организации образовательных программ, что, в свою очередь, позволит РГГУ участвовать в различных международных образовательных программах (обмен студентами, стажирование преподавателей, совместные исследовательские проекты).
Методологическая новизна образовательной программы определяется ее «модульностью»: аспиранты имеют возможность выбора из нескольких образовательных модулей (см. Приложение 2), каждый из которых построен по определенному содержательному принципу и преследует специфические научно-дидактические цели.
Институт «Русская антропологическая школа» является структурным подразделением Российского государственного гуманитарного университета и работает в тесном взаимодействии с другими подразделениями университета. Особенно важным представляется сотрудничество с такими подразделениями, как Институт высших гуманитарных исследований, Институт европейских культур, Институт лингвистики, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Институт восточных культур и античности, кафедра истории и теории культуры Факультета истории искусства.
Руководство деятельностью Института «Русская антропологическая школа» осуществляет директор, назначаемый ректором Российского государственного гуманитарного университета.
Штаты института утверждаются ректором Университета в установленном порядке.
В своей деятельности Институт руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Университета, решениями Ученого совета, приказами и распоряжениями Ректора Университета, Положением об Институте.
Научно-исследовательские проекты, которые на данный момент могут быть предложены инициативной группой, сгруппированы в три раздела: «История культуры», «Культурная антропология», «Когнитивные проблемы антропологии».
I.1.
Интеллектуальный ландшафт русской
гуманитарной науки 1-й трети XX-го века.
Руководитель проекта – Вяч.Вс. Иванов.
Исполнители: В.А. Колотаев, А.А. Олейников, Е.А. Полякова, И.А. Протопопова, И.Л. Прошлецова, Е.В. Пчелов, И.М. Романова, А.И. Сосланд, Д.О. Торшилов, Е.В. Улыбина.
Основная цель проекта – выработка общей концепции развития главных направлений русской гуманитарной науки, продолжавшей новаторские достижения русских ученых рубежа XIX-XX веков (А.Н. Веселовский, А.А. Потебня и др.) в первой трети XX века. Проект состоит из нескольких направлений, охватывающих как разные ветви гуманитарной (теория литературы, языкознание, философия, психология, искусствоведение) и естественной науки (биология), так и их связь с литературно-художественной практикой эпохи. Представляется необходимым параллельное описание взглядов разных мыслителей, ученых, художников на социальную историю, рассмотрение взаимного проникновения различных точек зрения на историю, представленных эпохой (философская, теологическая, авангардистская и т.д.). Кроме того, важная часть проекта – исследование развития этих идей на современном этапе гуманитарного знания, осмысление их усвоения и переработки в современной отечественной и зарубежной науке. Предполагаются следующие направления исследований:
1. Развитие идей сравнительного литературоведения и исторической поэтики (В.М. Жирмунский, Н.Я. Марр) и дальнейшее сочетание этих идей с культурной антропологией (О.М. Фрейденберг, И.Г. Франк-Каменецкий, В.Я. Пропп).
2. Создание учения о поэтическом языке в его формальном анализе (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон и другие авторы ОПОЯЗа) и его «диалогическая» интерпретация (М. Бахтин).
3. Интердисциплинарные подходы: математическое литературоведение (Б.Н.Ярхо) и стиховедение (А. Белый, В. Томашевский); психоанализ (И. Ермаков, ранний А. Лурия); психология искусства (Л.С. Выготский).
4. Философская интерпретация герменевтики и этнической психологии (Г.Г. Шпет и группа ГАХН).
5. Теория искусства в связи с практикой авангарда (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, С. Эйзенштейн и др.).
6. Междисциплинарные методы на стыке гуманитарного и биологического знания в изучении человека: наследственность и евгеника (Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко и др.); биомеханика и физиология движения (Н.А. Бернштейн); идеи биологизма в трудах О.М. Фрейденберг.
I.2.
Культуры вдоль Великого шелкового пути и
связи Востока и Запада
Руководитель проекта – Вяч.Вс. Иванов.
Исполнители: В.В. Вертоградова, М.И. Воробьева-Десятовская, Л.Н. Меньшиков.
Шелковый путь служил не только обмену материальными ценностями, но и взаимодействию целых культурных комплексов: по нему распространялась к Дальнему Востоку культура буддизма. Движение этих культур имеет значение не только для развития Средней Азии и Восточного Туркестана, но и для запада Евразии и для Европы (например, превращение буддийских джатак в сюжеты европейских сказок).
В этом отношении значительный интерес представляют буддийские памятники Средней Азии, открытые русскими учеными в 1926-1994 годах (А.С. Стрелков, Б.Я. Ставицкий). В проекте предполагается исследовать коллекцию памятников тангутов (продолжение дешифровки Н.А. Невского) и других памятников культур шелкового пути, открытых и привезенных русскими экспедициями.
I.3.
Наследие О.М. Фрейденберг и проблемы
эллинистической прозы (совместный проект с
ИВГИ РГГУ).
Руководитель проекта – Н.В. Брагинская (ИВГИ РГГУ, Институт восточных культур и античности РГГУ).
Исполнители: А.И. Шмаина-Великанова, М. С. Касьян, Д. М. Михеева, Д. Торшилов, И.А. Протопопова, Н. Костенко; участники семинара по античной культуре под руководством Н.В. Брагинской.
Проект имеет две основных задачи:
– работа по изучению и публикации наследия О.М.Фрейденберг;
– работа по
исследованию эллинистической прозы,
развивающая проблематику работ О.М.Фрейденберг.
Изучение
и публикация наследия О.М.Фрейденберг.
Подготовка к публикации следующих работ О.М. Фрейденберг:
– «Деяния
Павла и Феклы» с новыми комментариями;
– магистерская диссертация «Происхождение
греческого романа» по варианту рукописи 1929
года, но с учетом исходной рукописи 1923-го г.;
– «Паллиата»;
– «Сафо»;
– воспоминания О.М. Фрейденберг;
– перевод «Происхождения греческого
романа» на английский язык для помещения в
Интернет (исполнитель – М. Плаза, Швеция).
Изучение
эллинистической прозы, развивающее
проблематику работ О.М.Фрейденберг.
Это направление работы связано с изучением античного любовного романа и жанра апокрифических деяний и в качестве первого шага предполагает следующее:
– перевод
полной версии эллинистического романа «Иосиф
и Асенет» с комментариями;
– составление и перевод сборника
зарубежных статей, посвященных «Иосифу и
Асенет», выходивших в основном в 90-е годы;
– составление и перевод сборника
зарубежных статей, посвященных
сравнительному изучению раннехристианской
и позднеантичной повествовательной прозы.
II.1.
Семантика цвета в русской культуре.
Автор проекта – Е.В. Пчелов.
Соисполнители: И.Л. Прошлецова, Е.В. Улыбина.
Изучение этой довольно широкой темы возможно на стыке нескольких отраслей научного знания: антропологии, культурологии, истории, лингвистики, психологии, синестезии. К настоящему времени накоплена внушительная научная литература, но она до сих пор остаётся разрозненной по отдельным дисциплинам и проблемам – комплексного обзора общей системы цветовосприятия и цветосемантики в рамках русской культурной традиции пока нет. Во многом трудности в изучении этой темы связаны с невыявленностью достаточно репрезентативных и аутентичных источников, благодаря чему на основании зачастую вырванных из контекста фактов делаются широкомасштабные выводы (например, о том, что русским национальным цветом является красный).
Настоящий проект не предполагает построения всеобъемлющей картины цветовой семантики русской культуры. Предлагается прежде всего рассмотреть её наиболее характерные черты и особенности, для чего привлечь данные лингвистики, психологии, структурной антропологии и фольклорный материал. Далее цветовую таксономию (применительно к русскому культурному ареалу) предполагается исследовать на примере конкретных историко-культурных систем (вексиллология, эмблематика, геральдика) в их развитии. Разумеется, не только возможно, но и желательно привлечение к этой работе специалистов в вышеозначенных научных областях.
Автор – В.А. Колотаев.
Соисполнители: Е.В. Улыбина, И.А. Протопопова, Е.Лапин.
В рамках данного проекта предполагается, во-первых, изучение языка экранной культуры как знаковой системы, передающей содержательные аспекты социальных и психических процессов. В центре внимания находится визуальный язык кинематографа, обладающий способностью моделировать когнитивные процессы. Синтетическая природа искусства кино актуализировала проблему взаимодействия языков живописи, фотографии и литературы. В этой связи важным представляется расширение предметного поля изучения визуального дискурса, в частности, рассмотрение взаимодействия языков кино и литературы.
Второе направление исследований – «Экранные СМИ как форма репрезентации обыденного и фольклорного мышления». Целью данного направления является попытка изучить визуальное телевизионное пространство как среду, в которой реализуются и эксплуатируются бессознательные потребности массового зрителя.
Автор – А.А. Олейников.
В ряду учений, определяющих характер европейского гуманитарного знания, теория возвышенного занимает совершенно уникальное место. Уникальность этой теории состоит в том, что, возникнув в эллинистическую эпоху и испытав ряд содержательных трансформаций, начиная с Просвещения и заканчивая веком модерна, она не только сохранила свое историческое значение, но также не утратила свой объяснительный потенциал и для современной, «постмодернистской» культуры. Работы Ф. Лаку-Лабарта, Н. Гертца, Б. Ланга, Х. Уайта и Ф. Анкерсмита указывают на то, что многие кризисные процессы, которые происходят в современном гуманитарном знании и свидетельствуют о якобы усиливающемся разрыве с классической традицией, в действительности говорят только об ее обновлении, подтверждающем историческое значение и эвристическую ценность идей, высказанных в свое время Псевдо-Лонгином, Э. Бёрком, И. Кантом, А. Шопенгауэром, З. Фрейдом и другими теоретиками возвышенного.
Комплекс представлений о возвышенном чаще всего считается подведомственным истории и теории эстетики. Между тем, он представляет собой ядро для целого ряда человековедческих дисциплин, которые специфицировали какой-то один из аспектов этого единого комплекса представлений: как, например, литературоведение – вопросы, связанные с репрезентацией «возвышенных» сущностей (Бога, природы или человеческих страстей), психология – теорию аффектов, психоанализ – идею сублимации, религиоведение – опыт встречи с сакральным. В связи с этим, помимо исследования уже отмеченного историко-культурного контекста, в котором в разное время складывалась теория возвышенного, в задачу проекта входит также изучение образа человека и той картины человеческих способностей, которую открывает для нас анализ представлений о возвышенном.
III.1.
Когнитивная психология культуры.
Автор проекта – Е.В. Улыбина.
Соисполнители: В.А. Колотаев, И.А. Протопопова, А.И. Сосланд.
В рамках данной программы планируется разработка междисциплинарного пространства, захватывающего области психологии, культурологии, философии, лингвистики и других наук и дающего возможность описывать и изучать культурные феномены с использованием научного аппарата данных дисциплин. Предполагается, что предметом изучения станут как актуальные культурные феномены, так и динамические процессы, происходящие в культуре.
Для реализации заявленных исследований необходима предварительная работа по согласованию понятийной базы отдельных дисциплин на основе когнитивного подхода.
Основные направления проекта:
–
семантическая структура культурного
пространства;
– патология культуры.
Семантическая структура пространства культуры.
Разработка категориального и методического аппарата, позволяющего осуществлять анализ пространства культур и проводить конкретные эмпирические исследования. Реконструкция семантических структур, задающих границы и содержание культуры.
Проведение эмпирических экспериментальных исследований элементов актуальной культурной ситуации и динамики культуры.
Патология
культуры.
Исследование трансформаций процессов функционирования знакового опосредования в пространстве культуры, приводящих к формированию патологических форм массового и индивидуального сознания. Анализ культурных феноменов по аналогии с нозологией психологической личностной патологии. Анализ взаимосвязи личностной патологии и культурных феноменов. Выделение и описание основных форм культурных феноменов, стимулирующих развитие определенных личностных патологий.
Автор – И.А. Протопопова.
Соисполнители: И.Л. Прошлецова.
Главная цель проекта – исследование пространственных способов кодирования информации в вербальных текстах, имеющих письменную фиксацию. Намечается изучение следующих видов информации:
– семантика графической формы текста;
– пространственная семантика, создаваемая композицией текстов и образующая особое, пространственно-метафорическое, информационное измерение, воздействующее на реципиентов.
Семантику графической формы демонстрируют такие тексты, как фигурные стихи, известные в античной и в новоевропейской традиции, многие исламские тексты (например, суфийские музыкальные трактаты). Пространственная семантика композиции рассматривается на материале диалогов Платона («Пир», «Федр», «Софист», «Государство»), греческих романов (Лонг и Гелиодор), раннехристианской и гностической традиции (Откровение Иоанна Богослова, некоторые гностические трактаты).
В
методологическом отношении исследование
опирается, прежде всего, на работы по теории
метафоры и ее пространственно-телесного
измерения Дж. Лакоффа – М. Джонсона.
Автор проекта – А. И. Сосланд.
Гуманитарно-научный дискурс в отличие от художественного не принято оценивать по признаку его привлекательности. По некоему умолчанию принято считать, что он обладает только неким содержательным измерением. Исследование ориентировано на создание нового подхода к философской и психологической (кроме экспериментально-психологической) научной литературе.
Цели исследования:
1. Построение и обоснование концептуального аппарата для описания стратегий, используемых авторами текстов non fiction для формирования «поля привлекательности» их текстов.
2. Исследование ряда текстов при помощи данного концептуального аппарата. Создание контекстуальной классификации стратегий привлекательности.
Автор
проекта – Н.В. Брагинская (ИВГИ РГГУ,
Институт Восточных культур и античности
РГГУ).
Главная цель проекта – создание сетевого портала, открывающего западному академическому миру работы русских ученых-гуманитариев. Работы публикуются в Интернете как на языке оригинала, так и в переводах на европейские языки. Реализация этого проекта зависит от создания эффективной системы конкурсного отбора и качественного перевода работ отечественных ученых на иностранные языки.
Обоснование проекта опубликовано в журнале «Новое Литературное Обозрение», 2001 г., № 50. Кроме того, существует составленная К. Великановым подробная схема менеджмента и финансирования этого проекта.
Задачи
проекта выходят за рамки возможностей как
отдельного подразделения РГГУ, так и,
возможно, Университета в целом, и требуют
сотрудничества многих российских научных и
общественных организаций. Институт «Русская
антропологическая школа», наряду с ИВГИ и
другими подразделениями РГГУ, могут стать
инициаторами этого процесса.